суббота, 9 февраля 2013 г.

феномен «человека советского»

<strong>А.М.: </strong> Считаю, что я еще не старый человек У меня был знакомый, большой умелец, золотые руки, помогал когда-то мне делать разную аппаратуру. И вот однажды, лет пятнадцать назад, он мне сказал: «Знаешь, Саша, из тебя путного старика не получится » (Массарский заразительно смеется. А.С.). «Что ж, подумал я, не получится и не надо».</p>

<strong>А.С.: </strong> И какой возраст внушил себе Александр Массарский, на сколько он себя ощущает: на тридцать, на пятьдесят, на шестьдесят?..</p>

Что касается того, что старость это увядание, дряхлость, угасание всех сил, скажу так: всё зависит от человека. Человек молод или стар настолько, насколько себя ощущает молодым или старым, насколько внушил себе тот или иной возраст.</p>

<strong>А.М.:</strong> Немножко, действительно, отошел, но годы тут ни при чем: сильно загружен работой в своем Военмехе. Однако подросли и набрали силу мои ученики, они, особо отмечу Дмитрия Шулькина, активно ставят трюковые сцены в кино и телесериалах. И меня не забывают, приглашают для постановки трюковых эпизодов и подводных съемок. С особой радостью я принимаю приглашения снимать под водой, потому что люблю и знаю это дело.</p>

<strong>А.С.: </strong> А от трюков, всех этих автомобильных аварий, драк на земле, на воде и под водой, наверное, отошли: года, что ни говори, к суровой прозе клонят, к более спокойным занятиям?..</p>

«Вроде бы не снимал, ответил я. А вот Лени Рифеншталь и после 90 лет снимала». «Что ж, засмеялся Массарский, значит, у меня еще все впереди».</p>

Почти все участники экспедиции снимали на фото и видеокамеры фантастический мир коралловых рифов; Александр Самойлович из 2,5 часов отснятого материала собирается смонтировать 20-минутный фильм. Он спросил меня, не помню ли я, снимал ли под водой в его возрасте Жак ив Кусто, пионер подводных исследований и съемок в океане.</p>

Сейчас, когда вы читаете эти строки, экспедиция на юг Красного моря, к берегам Судана на яхте-сафари «Богемия», уже стала историей. 24 дайвера из Москвы, Петербурга, Новосибирска, Краснодара младшему 20 лет, старшему 40, никогда не видевшая в деле старейшину российских подводников и думавшая, что его пригласили в качестве почетного гостя, начали уговаривать Массарского спуститься с ними под воду хотя бы ненадолго. «Почему ненадолго? улыбнулся Массарский. Как вы, так и я». Каждый из них за 6 экспедиционных дней совершил 12 часовых погружений с 12-килограммовым поясом и 20-килограммовым аквалангом. Если яхта не могла подойти близко к рифу, эти два пуда надо было, втащить самому в резиновую лодку!</p>

<strong>А.М.: </strong> В начале августа (наш разговор проходил в начале июня 2011 года. А.С.) специалисты по подводной съемке отправятся в путешествие. Их в России множество. Мне коллеги предложили как бы возглавить наше сообщество. Собираемся, как это уже не раз было, на Красное море, опять будем погружаться и снимать. Хотим идти на юг, к берегам Судана, где есть настоящие акулы, настоящее подводное зверье. Организует экспедицию журнал «Предельная глубина». Он фрахтует корабль, на котором мы и отправимся в путь.</p>

<strong>А.С.: </strong> И сейчас продолжаете снимать кино? Если не секрет, в какую экспедицию собираетесь и когда?</p>

А я занимался конструированием аппаратов для подводных съемок. Использовал для этого то, что выпускало ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение), где я тогда работал, но многое, естественно, доделывал сам. На моем счету более 50 аппаратов для фото- и киносъемок под водой, позже для съемок в открытом космосе. Я сам делал аппаратуру и сам снимал под водой. Наша промышленность не выпускала подобную аппаратуру, на киностудиях ее не было, и меня приглашали снимать подводные эпизоды для различных фильмов, прежде всего художественных, а также научно-популярных, во многих из которых я выступал как режиссер, сценарист, оператор. Костя, сын, недавно подсчитал, что количество фильмов, к коим я имел отношение, перевалило за триста!</p>

В трюковом кино появилось еще одно направление, всё более захватывающее меня. Более полувека назад я увлекся подводным плаванием. Тогда в нашей стране не выпускалась аппаратура для подводных погружений, и все начали самостоятельно делать разные приспособления. Современным дайверам в это трудно поверить. Мы даже слова такого «дайверы» не знали. Нас называли подводники, аквалангисты. Мы сами делали ласты, маски, гидрокостюмы, потом стали изготовлять ружья для подводной охоты и акваланги.</p>

А занимался я конструированием приборов и продолжаю это делать. Занимался спортом и тренировал самбистов, дзюдоистов, подготовил более ста мастеров спорта и продолжаю тренировать. И конечно, все спрашивают, что я делаю в трюковом кино? Шестьдесят лет я придумываю трюки, ставлю трюковые эпизоды как режиссер, сам снимаюсь и снимаю как оператор многие фильмы.</p>

Для меня пенсионный возраст наступил довольно давно, двадцать три года назад. Тем не менее я следую своим правилам и продолжаю, насколько возможно, жить в прежнем темпе. Естественно, то, что я делал в тридцать-сорок лет, мне сейчас делать труднее, но тем не менее пытаюсь делать то, чем занимался раньше.</p>

<strong>А. Массарский:</strong> Недавно журнал «Древо жизни», его выпускает Институт геронтологии, обратился ко мне с вопросом, что я думаю о старости и как к ней отношусь? Я подумал, подумал и написал статью: «Никакой старости нет. Ее лентяи придумали». В самом деле. Многие люди ждут не дождутся, когда выйдут на пенсию: «Ну, вот теперь я отдохну». А это самое страшное. Ни в коем случае нельзя сбавлять обороты, надо работать в том же режиме, как и до пенсии.</p>

<strong>А. Самойлов:</strong> Я узнал об этом эпизоде вашей насыщенной приключениями и свершениями жизни из мемуаров «За кадром и в кадре», увидевших свет в Петербурге тиражом в тысячу экземпляров. В свои шестьдесят вы выдерживали нагрузки наравне с молодыми, хорошо тренированными людьми и говорили: «Я не чувствую старости». Готовы ли вы повторить это сейчас, на восемьдесят четвертом году? Или неумолимое время заставило сбавить обороты?..</p>

<strong>Старость придумали лентяи</strong></p>

Ученый, конструктор, академик Международной академии информатизации при ООН, почетный доктор Балтийского государственного технического университета (Военмех), заслуженный тренер России по самбо и дзюдо, каскадер и постановщик трюков в кино, Александр Массарский в день своего 60-летия 5 мая 1988 года получил от друзей-подводников раковину с надписью: «Even in his 60 diver does IT deeper!» («Даже в свои 60 дайвер делает ЭТО глубже»).</p>

<strong>Александр Самойлович Массарский по праву считается одним из основателей отечественной школы каскадерского киноискусства. У него за плечами участие более чем в 300 фильмах в качестве режиссера трюковых эпизодов, актера, каскадера и оператора подводных съемок...</strong></p>

Феномен человека. Александр Массарский: «Я не чувствую старости» Александр Самойлович Массарский по праву считается одним из основателей отечественной школы каскадерского киноискусства. У него за плечами участие более чем в 300 фильмах в качестве режиссера трюковых эпизодов, актера, каскадера и оператора подводных съемок... Ученый, конструктор, академик<p>

Комментариев нет:

Отправить комментарий