суббота, 9 февраля 2013 г.

сонник огонь в могилы

А.А. Большова, жительница Курши-2, не может вспоминать этот ужас без слез: «Огонь успел перерезать дорогу. Все горело: лес по сторонам от пути, шпалы, деревянные мости

Когда даже до диспетчера дошло, что огонь идет прямо на поселок и его не остановить, было уже поздно. Женщины с малыми ребятами гроздьями полезли прямо на платформы с бревнами, поезд дал гудок, пошел, неторопливо набирая скорость, но по узкоколейке сильно не разгонишься, и огонь оказался быстрее. Когда паровик дошел до моста через реку, там уже все пылало. Машинист пытался проскочить мост, паровоз загорелся, пламя перекинулось на платформы с лесом

Оказалось нельзя! План должен быть выполнен. Ведь народное добро это не люди, это уже спиленные древесные стволы, и их надо спасать в первую очередь. Так сказал диспетчер станции официальный представитель советской власти в поселке, и люди подчинились и стали грузить платформы лесом.

Поселок лесорубов Куршу-2 огонь снес подчистую. А люди? Ведь каждый день по узкоколейке ходили поезда, сотнями кубов таскали к центральной магистрали лес. И в тот день на станции стоял очередной паровичок, ждал, когда его загрузят древесиной. Неужели нельзя было вместо сосновых стволов посадить на платформы людей, хотя бы женщин и детей, вывезти их подальше, пока опасность не минует?

Главное план!

Начался август 1936 года ветреный и горячий. Никто не знает, по каким причинам вспыхнул пожар. Он пришел с юга, мощный, быстрый, уничтожающий все живое. Свидетель трагедии Г.Е. Клеменов с ужасом вспоминает: «Такого огня я не видел даже и на войне. Он несся по лесу со страшным ревом. И скорость его была такая, что убежать из леса в тот день мало кому удалось. Огонь накрыл косарей, грибников, лесорубов. Возчики леса, как потом оказалось, распрягли лошадей и пытались вскачь уйти от огня. Все живое погибло: коровы, лошади, лоси, мелкие звери и птицы. Караси сварились в лесных бочагах. Стена огня шла по борам с ревом бешеной скоростью. Казалось, лес не горел, а взрывался. Вихри огня и черного дыма поднимались высоко вверх. Пожары от падавших сверху огненных шапок начинались в разных местах. Мне казалось тогда: весь мир занят огнем. Деревня наша, отделенная от леса болотцем и полосой поля, задыхалась в дыму. Из всех домов барахлишко повыносили, ждали, вот-вот где-нибудь вспыхнет. Горела рожь, дымились сухие луга. Деревню пожар миновал поле остановило огонь, он пошел лесом, влево от нас. И тут мы опомнились: а Курша? Она в трех километрах в лесу. Как раз через Куршу прошел огонь. Кинулись… Курши нет!»

Жаркое лето 1936-го

Когда огонь идет понизу, с ним еще можно бороться песком, водой, рытьем канав, прорубкой просек. Страшно, когда пламя, наткнувшись на не рухнувший от старости сухостой, перекидывается наверх, к кронам деревьев, и ветром разносится на тысячи и тысячи гектаров, не щадя никого и ничего. Бороться с верховым пожаром кустарными методами невозможно, да и опасно.

Леса вокруг было много, но советское государство требовало его все больше план по вырубке и поставкам древесины рос с каждым годом. Местных жителей это не смущало народ подобрался трудолюбивый, сильный. Единственное, чего боялись лесорубы, это лесных пожаров.

Образовавшийся прямо в чаще на самом конце узкоколейки поселок лесорубов получил название Курша-2. Население его составляло порядка тысячи человек. Не заключенных вольных (в понятии тех лет), считая жен и детей.

В 1927 году глухой лесной поселок связала с цивилизацией узкоколейная железная дорога. Но не для того, чтобы людям было удобно, а для вывоза леса после Гражданской войны стране срочно потребовался стройматериал, и мещерские корабельные сосны плотным потоком шли во Владимир, Рязань и даже в Москву.

Поселок Курша был основан литовскими переселенцами, сосланными русским правительством в Мещерские леса несколько веков назад. Название поселка они привезли с собой то место, где поселились ссыльные, было очень похоже на родную им Куршскую косу.

К.Г. Паустовский, «Мещерская сторона»

«Узкоколейка в Мещерских лесах самая неторопливая железная дорога в Союзе».

Курша-2, братская могила

Курша-2, братская могила | Тайны XX века

Комментариев нет:

Отправить комментарий