Когда какая-то часть была написана, приезжал Смирнов, и они вместе намечали план дальнейшей работы над балетом. Игорь Валентинович, в своей книге «Танцует Карелия» так писал о музыке балета: «То, что сочинял композитор, было всегда интересно своей интонацией, мелодикой, очень своеобразными гармониями. Он свободно ориентировался в богатстве национального фольклора, тонко чувствовал необходимость драматургической насыщенности материала. Синисало своей музыкой раскрывал балетмейстерское, режиссерское видение спектакля, глубоко вникал в существо хореографических образов».
С самого начала появления замысла Г. Синисало начал работать с И. Смирновым, балетмейстером, которому была поручена важная миссия поставить первый национальный балет. Как «Спящая красавица» сочинена Чайковским по композиционному плану Мариуса Петипа, так и «Сампо» Синисало написал вместе со Смирновым.
А предложение руководства республики начать работать над полнометражным балетом по мотивам эпоса для будущей Декады карельского искусства и литературы 1959 года, придало композитору сил и вдохновения, и он с головой окунулся в сочинение музыки. Для этого Гельмеру Нестеровичу создали все условия, в дом отдыха под Сортавалой, где он начал работать над музыкой, привезли пианино, и композитор мог плодотворно сочинять, черпая вдохновение в прекрасной карельской земле. Творчество, процесс чрезвычайно интимный, и любому художнику необходимо одиночество и общение с природой.
После первого опыта хореографического произведения, Гельмер Нестерович задумал сочинить балет на тему «Калевалы», которую он прочитал еще в юношеском возрасте, и которая произвела на него неизгладимое впечатление. Это была одна из первых книг, прочитанных молодым Гельмером. И с каждым годом он все больше любил ее, особенно когда ему посчастливилось услышать настоящих рунопевцев. Еще во время Великой Отечественной войны он написал одноактный балет «Похищение Кюлликки» (1942), и хотя, по признанию автора балет, как целостное произведение не состоялся, многие музыкальные идеи получили подлинное творческое воплощение в дальнейшем.
В области хореографии композитор пробует свои силы еще во время войны, когда его, артиста симфонического оркестра, перевели в Республиканский театр музыкальной комедии, эвакуированный в Беломорск. Обстановка работы театра в условиях действующей армии, естественно, была очень тяжелой. Но, несмотря на трудности военного времени, Синисало, наряду с игрой в оркестре, продолжал сочинять и заниматься самообразованием. По инициативе двух танцовщиц из балета театра, им была написана хореографическая поэма «Победа», которую поставили сами артистки - М. Чуланова и З. Раснер и танцевали в концертах для фронта. Конечно, патриотическое произведение имело огромный успех, оно нашло живой отклик у зрителей, которыми были, в основном, солдаты, и уже тогда, у композитора зародилась мечта о создании большого балета. Но, это желание было осуществлено значительно позже.
14 июня исполняется 90 лет со дня рождения Гельмера-Райнера Нестеровича Синисало, выдающегося композитора, одного из основоположников профессиональной карельской музыки. Богатое творческое наследие композитора включает произведения различных жанров, здесь и симфонии, кантаты, камерно-инструментальные, хоровые и камерно-вокальные. Но главным жанром, где интонации, присущие только музыке Синисало звучат наиболее ярко и зримо, стал балет. В его балетных партитурах есть все, и мелодика, и яркие образы персонажей, колоритные жанровые и фантастические сцены.
Детская музыкальная школа ЂЂЂ1 имени Гельмера Синисало: http://www.sinisalo-ptz.ruАвтор: ИльяДобавлено: 17-11-10[Версия для печати]
О НАС: Г.СинисалоГельмер-Райнер Синисало
Комментариев нет:
Отправить комментарий